26 октября 2012 г.




Рубрика    Психология здоровья


«Работа с пластилином на уроках письма»

Аннотация.
« На тему здоровья сказано и написано очень много. Современная школа – это не только система ретрансляции  знаний.  Во многом современная школа – это школа формирования здорового образа жизни,  основа будущего благосостояния общества. Обеспечение здоровья в школе включает в себя все средства, которые использует школа и учитель  для поддержания здоровья учеников. Таким средством в моей  практике оказался обычный  пластилин, который оказывает  при работе с ним  оздоровительный эффект, благодаря воздействию на  биоактивные точки, расположенные  на кистях рук ».
Ключевые слова: интегрированный урок (integrate lesson), здоровьесберегающее образование(the health of the resource saving education).
     
     Я работаю в школе третий год. В моей практике были дети 3-х и 4-х классов, а программа традиционная. Одним  словом брала всегда  подготовленных детей  (дети уже умели читать и писать).  Но я и представить не могла, как трудно начинать обучение  детей 1-х классов, учитывая особенности психических процессов детей младшего школьного возраста, плюс новая развивающая программа, а ещё и ФГОС. Чувствовала себя неспособной что – то дать своим будущим ученикам. Переживала и думала «Как всё это смогу соединить?». Пришлось заново перечитать всю методику обучения письму и чтению, начиная с самого начала, проштудировать возрастную психологию, а конкретно, психологию детей младшего школьного возраста.
      В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Главная задача учителя их выявление и эффективное использование. Но и здесь я столкнулась с определёнными трудностями.
      Первая возникла в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально – психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком лёгким, неинтересным, для других чрезвычайно трудным ( в следствии  этого также неинтересным). И только для третьих, которые не всегда составляют большинство, учение соответствует их способностями. Возникает необходимость психологического выравнивания детей.  
        Вторая трудность возникла в том, что дети, начинающие обучаться в школе, испытывают трудность в саморегуляции поведения. Ребёнок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу. Но при этом в других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребёнку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.
    И здесь я начала думать, как можно сделать уроки наиболее результативными, интересными и содействующие здоровью для детей 1 класса. Что – то оставляла, что – то добавляла, получалось не сразу, не на всех предметах. И главное в этот момент проявить терпение – одно из основных качеств моей профессии.
    Из всего, что я пробовала на уроке, моим первоклассникам очень понравились интегрированные уроки письма и технологии. В частности работа с пластилином. С пластилином знаком каждый ребёнок. Его разработал преподаватель  школы искусств Вильям Харбут в 1897 году в Англии. Так же известен тот факт, что развитие речи связано с движением пальцев рук – эти движения стимулируют развитие речи.        
 Помимо поднятия настроения от совместной радости и общения, лепка из пластилина на уроках письма :
1.     Тренирует мелкую моторику рук, координацию движений. Что важно для ребёнка в младшем школьном возрасте.
2.     Воспитывает усидчивость, терпение, стремление доводить начатое до конца.
3.     Развивает воображение, раскрывает творческий потенциал.
4.     Тренирует руки к письму, дает хорошую мышечную нагрузку детским пальчикам.
5.     При лепке из пластилина разминаются пальцы и ладони рук, а это развитие мозга и даже профилактика болезней!
О том, что можно лечить различные заболевания, воздействуя на определенные точки, на теле знали ещё в Древнем Китае.
      Существует целая наука, которая называется рефлексология (это наука, изучающая биоактивные точки, расположенные на ладони). Так  правая рука соответствует правой половине тела, левая  рука – левой. И если правильно нажать на правильную точку, эффект не заставит себя ждать.
  Как говорят восточные мудрецы, любые физические проблемы вызываются «блокировкой» потоков энергии. Нажимая на активные точки, мы эту «блокировку» снимаем. А западные специалисты считают, что при стимуляции определенных точек нервная система посылает сигналы в мозг.
    На уроках русского языка  при обучении письму гласных букв я использовала пластилин.  Мы вылепливали элементы из пластилина, размещали их на картоне (где заранее были расчерчены верхняя и нижняя строки). Затем делали анализ ошибок образца в группах. Соединяли букву, а потом дети работали в парах (одни лепили элементы заглавной буквы, а другие - строчной). Менялись своими работами и, закрыв глаза, прощупывали элементы букв пальцами. Прощупывая букву (активизируется тактильное ощущение – один из видов кожной чувствительности) дети рисуют  её в своём воображении. Так же при конструировании отдельных элементов из пластилина формируется образ буквы и развивается мелкая моторика руки. А ещё активируется мыслительная деятельность: анализ и синтез.
      Так, например, когда дети начинают кончиками пальцев разминать пластилин, у них улучшается работа мозга, потому что на кончиках пальцев находятся точки, которые отвечают за мозг, глаза, уши, лимфатическую систему. Улучшение происходит за счет увеличения притока кислорода к головному мозгу, кровь очищается от токсинов.
      А если дети раскатывают шарик на ладонях, происходит расслабление организма, балансируются гормоны.  Так как в центре ладони находятся точки, отвечающие за гипофиз, солнечное сплетение, сердце и легкие.
   Результат такой, казалось бы, обычной работы виден сразу. При переходе в тетрадь, дети самостоятельно прописывают букву, не нарушая её пропорций и высоты, не выходя за рабочую строку. Работа с пластилином перед письмом своего рода гимнастика для пальцев, только намного эффективнее.
    В начале этой работы дети были неорганизованны( задавали много вопросов),  не желали обмениваться своими работами с партнёром. Но уже на третий – четвертый раз видны положительные результаты: они без моей помощи знали, что надо размять пластилин, сами выкладывали элементы на строках и складывали букву, смотрели   и исправляли ошибки своих партнеров, с интересом менялись и закрывали глаза, прощупывая элементы.      Мытьё рук  заменили  влажные салфетки, что послужило плюсом делать минимальный промежуток   между лепкой и письмом.
     Увидев такой результат, у детей  повысилась работоспособность. А  я вновь почувствовала, что это моё, и, что в выборе профессии я не ошиблась. Ведь главное не бояться включить элемент новизны в урок, и вот у тебя уже нестандартный подход в обучении письму. И главное терпение. Не сдаваться сразу, когда возникают трудности. Пробовать, экспериментировать и открывать способности и резервы развития не только у детей, но и у себя. А способствовать укреплению физического и психологического здоровья учащихся дает толчок двигаться и пробовать дальше.


Список  литературы:
1.     Зак  А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.,1994 год.
2.     Немов  Р. С. Психология. – М., Просвещение, 1995 год.
3.     Ольшевская Н.  Кисть и стопа. Лечение по энергетическим точкам. - АСТ «Сова»., 2010 год.




5 комментариев:

  1. Спасибо. обязательно буду использовать в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за вашу статью про лепку, она нам очень понравилась, ждем от вас еще много разных статей.

    родитель ученика младших классов

    ОтветитьУдалить
  3. Очень хорошая статья и очень полезный блог,спасибо

    ОтветитьУдалить
  4. Прекраснейшая статья, нам очень она понравилась. Будем просто с нетерпением ждать от вас нового материала. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Очень интересная и полезная статья! Полностью разделяю мнение автора и обязательно буду использовать в своей работе. Спасибо за популярное разъяснение. Уверена, что эта информация будет полезна и родителям детей, начинающих обучение в школе. Спасибо!

    Учитель начальных классов

    ОтветитьУдалить