Рубрика Психология здоровья
«Работа
с пластилином на уроках письма»
Аннотация.
« На тему здоровья
сказано и написано очень много. Современная школа – это не только система
ретрансляции знаний. Во многом современная школа – это школа
формирования здорового образа жизни,
основа будущего благосостояния общества. Обеспечение здоровья в школе
включает в себя все средства, которые использует школа и учитель для поддержания здоровья учеников. Таким
средством в моей практике оказался
обычный пластилин, который оказывает при работе с ним оздоровительный эффект, благодаря воздействию
на биоактивные точки, расположенные на кистях рук ».
Ключевые слова: интегрированный урок (integrate lesson), здоровьесберегающее образование(the
health of the resource saving education).
Я работаю в школе третий год. В моей
практике были дети 3-х и 4-х классов, а программа традиционная. Одним словом брала всегда подготовленных детей (дети уже умели читать и писать). Но я и представить не могла, как трудно
начинать обучение детей 1-х классов,
учитывая особенности психических процессов детей младшего школьного возраста,
плюс новая развивающая программа, а ещё и ФГОС. Чувствовала себя неспособной
что – то дать своим будущим ученикам. Переживала и думала «Как всё это смогу
соединить?». Пришлось заново перечитать всю методику обучения письму и чтению,
начиная с самого начала, проштудировать возрастную психологию, а конкретно,
психологию детей младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте дети
располагают значительными резервами развития. Главная задача учителя их
выявление и эффективное использование. Но и здесь я столкнулась с определёнными
трудностями.
Первая возникла в связи с тем, что многие
дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально –
психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в
мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком
лёгким, неинтересным, для других чрезвычайно трудным ( в следствии этого также неинтересным). И только для
третьих, которые не всегда составляют большинство, учение соответствует их
способностями. Возникает необходимость психологического выравнивания
детей.
Вторая трудность возникла в том, что
дети, начинающие обучаться в школе, испытывают трудность в саморегуляции
поведения. Ребёнок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не
ходить по классу. Но при этом в других ситуациях, напротив, от него требуется
проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как,
например, при обучении рисованию и письму. Напряженная умственная работа в
начале обучения детей в школе утомляет их. Все это вместе взятое образует
проблемы, которые ребёнку необходимо решать с помощью взрослых на начальном
этапе обучения в школе.
И здесь я начала думать, как можно сделать
уроки наиболее результативными, интересными и содействующие здоровью для детей
1 класса. Что – то оставляла, что – то добавляла, получалось не сразу, не на
всех предметах. И главное в этот момент проявить терпение – одно из основных
качеств моей профессии.
Из всего, что я пробовала на уроке, моим
первоклассникам очень понравились интегрированные уроки письма и технологии. В
частности работа с пластилином. С пластилином знаком каждый ребёнок. Его
разработал преподаватель школы искусств
Вильям Харбут в 1897 году в Англии. Так же известен тот факт, что развитие речи
связано с движением пальцев рук – эти движения стимулируют развитие речи.
Помимо поднятия настроения от совместной
радости и общения, лепка из пластилина на уроках письма :
1. Тренирует
мелкую моторику рук, координацию движений. Что важно для ребёнка в младшем
школьном возрасте.
2. Воспитывает
усидчивость, терпение, стремление доводить начатое до конца.
3. Развивает
воображение, раскрывает творческий потенциал.
4. Тренирует
руки к письму, дает хорошую мышечную нагрузку детским пальчикам.
5. При
лепке из пластилина разминаются пальцы и ладони рук, а это развитие мозга и
даже профилактика болезней!
О
том, что можно лечить различные заболевания, воздействуя на определенные точки,
на теле знали ещё в Древнем Китае.
Существует целая наука, которая
называется рефлексология (это наука, изучающая биоактивные точки, расположенные
на ладони). Так правая рука
соответствует правой половине тела, левая
рука – левой. И если правильно нажать на правильную точку, эффект не
заставит себя ждать.
Как говорят восточные мудрецы, любые
физические проблемы вызываются «блокировкой» потоков энергии. Нажимая на
активные точки, мы эту «блокировку» снимаем. А западные специалисты считают,
что при стимуляции определенных точек нервная система посылает сигналы в мозг.
На уроках русского языка при обучении письму гласных букв я
использовала пластилин. Мы вылепливали
элементы из пластилина, размещали их на картоне (где заранее были расчерчены
верхняя и нижняя строки). Затем делали анализ ошибок образца в группах.
Соединяли букву, а потом дети работали в парах (одни лепили элементы заглавной
буквы, а другие - строчной). Менялись своими работами и, закрыв глаза,
прощупывали элементы букв пальцами. Прощупывая букву (активизируется тактильное
ощущение – один из видов кожной чувствительности) дети рисуют её в своём воображении. Так же при
конструировании отдельных элементов из пластилина формируется образ буквы и
развивается мелкая моторика руки. А ещё активируется мыслительная деятельность:
анализ и синтез.
Так, например, когда дети начинают
кончиками пальцев разминать пластилин, у них улучшается работа мозга, потому
что на кончиках пальцев находятся точки, которые отвечают за мозг, глаза, уши,
лимфатическую систему. Улучшение происходит за счет увеличения притока
кислорода к головному мозгу, кровь очищается от токсинов.
А если дети раскатывают шарик на ладонях,
происходит расслабление организма, балансируются гормоны. Так как в центре ладони находятся точки,
отвечающие за гипофиз, солнечное сплетение, сердце и легкие.
Результат такой, казалось бы, обычной работы
виден сразу. При переходе в тетрадь, дети самостоятельно прописывают букву, не
нарушая её пропорций и высоты, не выходя за рабочую строку. Работа с
пластилином перед письмом своего рода гимнастика для пальцев, только намного
эффективнее.
В начале этой работы дети были
неорганизованны( задавали много вопросов),
не желали обмениваться своими работами с партнёром. Но уже на третий –
четвертый раз видны положительные результаты: они без моей помощи знали, что
надо размять пластилин, сами выкладывали элементы на строках и складывали
букву, смотрели и исправляли ошибки своих партнеров, с
интересом менялись и закрывали глаза, прощупывая элементы. Мытьё рук
заменили влажные салфетки, что
послужило плюсом делать минимальный промежуток
между лепкой и письмом.
Увидев такой результат, у детей повысилась работоспособность. А я вновь почувствовала, что это моё, и, что в
выборе профессии я не ошиблась. Ведь главное не бояться включить элемент
новизны в урок, и вот у тебя уже нестандартный подход в обучении письму. И
главное терпение. Не сдаваться сразу, когда возникают трудности. Пробовать,
экспериментировать и открывать способности и резервы развития не только у
детей, но и у себя. А способствовать укреплению физического и психологического
здоровья учащихся дает толчок двигаться и пробовать дальше.
Список
литературы:
1. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших
школьников. – М.,1994 год.
2. Немов Р. С. Психология. – М., Просвещение, 1995
год.
3. Ольшевская
Н. Кисть и стопа. Лечение по
энергетическим точкам. - АСТ «Сова»., 2010 год.
Спасибо. обязательно буду использовать в своей работе.
ОтветитьУдалитьСпасибо за вашу статью про лепку, она нам очень понравилась, ждем от вас еще много разных статей.
ОтветитьУдалитьродитель ученика младших классов
Очень хорошая статья и очень полезный блог,спасибо
ОтветитьУдалитьПрекраснейшая статья, нам очень она понравилась. Будем просто с нетерпением ждать от вас нового материала. Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень интересная и полезная статья! Полностью разделяю мнение автора и обязательно буду использовать в своей работе. Спасибо за популярное разъяснение. Уверена, что эта информация будет полезна и родителям детей, начинающих обучение в школе. Спасибо!
ОтветитьУдалитьУчитель начальных классов